Так уж повелось, что когда говорят о японской музыке, то чаще всего имеют ввиду jpop и jrock. Но немногие догадываются о том, что Япония занимает одно из первых (после США) мест в мире по количеству талантливых музыкантов в таком жанре, как хип-хоп. Вы должно быть помните веселые поп-рэп опенинги из Наруто Шиппудена и Ганца от nobodyknows+ и Rip Slyme, но в этот раз я хочу затронуть другую грань j-rap’a - познакомлю вас не с поп-музыкантами, ориентировоанными на внутренний рынок, а с известными на весь мир, пусть и в узком кругу, артистами, на альбомах которых выступают такие звезды хип-хопа, как Mos Def, Aesop Rock, De La Soul и многие другие. Можете представить, чтобы на альбоме Гуфа записался, например, Raekwon? То-то же.
Для начала стоит знать историю возникновения хип-хопа в Японии. Хип-хоп зародился в Японии в 1983-м году после показа фильма Wild Style на экранах кинотеатров и после тура нескольких популярных на тот момент западных артистов и брейк-дансеров по Японии. Особенно японцам запомнилась команда Rock Steady Crew. Языковой барьер не мешал понимаю культуры - первым японским би-боям запомнилась не столько музыка, сколько брейк-дэнц. Этот вид танцев становился все популярнее среди молодежи, и улице требовалась музыка, которая вписывалась бы в быстрый ритм танца. Японская молодежь стала собираться на улицах Токио и участвовать в баттлах - так, как это делают их американские коллеги по культуре. Со временем хип-хоп становился все популярнее, проводилось все больше фестивалей, и иногда продажи вертушек затмевали продажи гитар.
Собственно, неплохо было бы представить столпов японской сцены хип-хопа и начну я, пожалуй, с самого известного и одного из самых старших хип-хоперов Японии - DJ Krush.
Если бы Хидеаки Иши (настоящее имя Краша) хотел бы стать рэппером, строящим из себя бандита, ему бы это удалось, как-никак, с преступностью он знаком. По малолетству связался с якудзой, но образумился и решил завязать, попутно увлекшись необычным на тот момент хип-хопом. В 1987-м году создал группу KRUSH POSSE. Группа многими была отмечена как лучший хип-хоп проект японии тех времен. Позже группа распалась, Краш занялся сольной карьерой, и со временем локальная известность сменилась мировой. Иши провел множество концертов в десятках стран мира, а его альбом "Zen" был признан лучшим электронным альбомом года в США.
Відео
Если DJ Krush выглядит как настоящий якудза, то Nujabes, напоминающий панду, полная ему противоположность. Внешне, но не в музыке.
Кстати, не слышали ли вы это имя раньше? Ведь Nujabes написал большую часть музыки к аниме Samurai Champloo, саундтрек сыграл немалую роль в его популярности. Nujabes’a зовут Джун Cеба (его сценический псевдоним - перестановка букв в собственном имени). На его счету уже 5 альбомов, работа с видными американскими артистами и два собственных лейбла - Hyde Out Productions и Indie Record. Многие считают, что Nujabes - лучший японский хип-хоп музыкант, и такие биты как он в Японии, да и в мире, не делает больше никто. Я с ними согласен.
Відео
Следующий талантливый японский музыкант, о котором пойдет речь - DJ Kentaro.
Кентаро известен прежде всего своими невероятными навыками в тернтейблизме и победе в DMC World DJ Final 2001, где набрал больше всего очков за все время проведения Disco Mix Club. Артист записывается на известном английском лейбле Ninja Tune и в своем портфолио имеет 1 полноценный альбом и множество миксов.
Відео
"Фууу, что это попса, уберите их из статьи, мы же договаривались без поп-рэпа" - скажете вы, и будете отчасти правы.
Teriyaki Boyz - единственная азиатская группа, которая доносилась из колонок на центральной площади моего провинциального города и делила их (колонки) с Блестящими и Дискотекой Аварией. Популярность Токийского Дрифта обязывает. Но тем не менее, я не могу закрыть глаза на группу, для которой работали такие корифеи хип-хопа, как DJ Premier, Adrock из Beastie Boys, Dan the Automator (американец японского происхождения, работал над музыкой к десяткам
группам и исполнителей, таких как Gorillaz, Kool Keith, Deltron 3030 и др). Среди людей, работающих над первым альбомом Teriyaki Boyz, были даже Daft Punk. Издавался альбом легендарным лейблом Def Jam, что тоже говорит о том, что перед нами отнюдь не представители jpop’a. Дискография группы насчитывает 2 альбома и 4 сингла.
Відео
Shing02 - единственный DJ в списке, который, помимо создания музыки, не брезгует сам читать на своих треках (его голос вы слышали в опенинге Samurai Champloo).
В детстве Шинго Аннен (его настоящее имя) рос не только в Японии, но и в Танзании, Англии, США. Последняя страна сильно повлияла на музыкальный вкус Шинго. Уже там он начал заниматься хип-хопом, а вернувшись на родину, начал сотрудничать с Mary Joy Records. В настоящий момент работает над future-jazz проектом с группой Kosmic Renaissance.
Відео
В юношеском возрасте DJ Honda играл в гаражной рок-группе, где был вокалистом и гитаристом. Однако, банда распалась и Хонде пришлось искать новые места по воплощению своих музыкальных идей в жизнь.
Он попробовал себя в роли диджея в популярных ночных клубах Шизуоки и понял, что это его призвание. Хонда вовсю звучал на местных радиостанциях. Чуть позже Хонда отправляется в США, где делает себе имя и знакомится с самыми известными артистами западного побережья. После этого следуют 4 альбома, 2 EP, 9 синглов и множество различных ремиксов. В заключении предлагаю вам посмотреть на классический хип-хоп трек конца 90-х, продакшн для которого написал сам Хонда, а гостем выступил легендарный теперь уже Mos Def.
Відео
Как видите, Япония отнюдь не бедна на хип-хоп артистов. Не забывайте, что за бортом осталось множество других выдающихся музыкантов, таких как Nomak, DJ Muro, K Dub Shine и многих других.
Хотелось бы пожелать j-rap’у только одного - чтобы он продолжал сохранять свою индивидуальность и не оглядывался на американского собрата, где в последнее время доминируют совсем не те ценности, что были заложены ранее.
©